среда, 28 ноября 2012 г.

КАК ИЗМЕРИТЬ ВЫСОТУ ЗДАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ БАРОМЕТРА?

 Это реальная история, которая произошла в начале прошлого века. На мой взгляд, она рассказывает как можно достигнуть цели, не прибегая к традиционным способам. О необходимости выхода за рамки мышления. Написана: К. Ю. Кононович, коуч, бизнес- тренер, автор некоммерческого web-проекта "Книги детства", эксперт по оценке персонала и проектов. "Притчи тренера".
Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду,президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике за помощью.Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что достоин самого высшего бала.Оба- преподаватель и студент- согласились на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра.Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил:  "Объясните,каким образом, можно измерить высоту здания, с помощью барометра?" Ответ студента был таким: " Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз, на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет высоту здания."
Случай был и впрямь сложным, так как ответ был полным и  верным.! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.
Резерфорд предложил студенту еще раз.Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил, что ответ должен демонстрировать знания по физике. По истечении пяти минут, студент, так и не написал ничего в экзаменационном листе.Резерфорд спросил, сдается ли он? Но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
Новый ответ на вопрос гласил:" Поднимитесь с барометром на здание и бросьте его вниз, замеряя время падения,затем, по формуле, вычислите высоту здания."
Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли тот ответом. Преподаватель сдался, засчитав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили, удивленные ученые открыть их.( Имя студента вы узнаете в конце рассказа).
- Есть очень простой способ, я уверен он вам понравится. Вы берете барометр в руки, и поднимаетесь по лестнице,  прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив их на размер барометра вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
- Неплохо, сказал Резерфорд, есть и другие способы?
-Например,-ответил студент,-Можно выйти на улицу в солнечный день и измерить длину тени здания, а также измерить длину тени барометра. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания. В ходе этой беседы, студент  назвал еще несколько способов вычисления длины здания. Наконец, заключил он , среди множества способов решения данной проблемы,лучшим, как мне кажется, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: "Господин управляющий, у меня есть отличный барометр. Он ваш, если вы мне скажите высоту этого здания".
Тут Резерфорд спросил студента, действительно тот не знал общепринятого ответа решения этой задачи. На что студент признался, что знал, но сказал при этом что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.




Студент этот был Нильс Бор (1885-1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.
Отправить комментарий